Здравствуйте, господа.
Высших учебных заведений в России становится все меньше. Причем становится не само собой, а в результате сознательной работы Министерства образования. «Отсечь омертвевшую часть высшего образования», — так министр Ливанов формулирует свою основную цель.
В ближайшие два-три года к уже закрытым пятистам вузам Министерство хочет добавить еще несколько сотен, а оставшиеся друг с другом по мере возможности «посливать», чтобы их стало еще меньше. Хорошо это или плохо? С одной стороны, очень хорошо. В стране расплодилось множество псевдовузов, дающих псевдообразование, то есть, по существу, торгующих дипломами. Расплодились они с прямого дозволения самого Минобра, потом Минобр им долго позволял существовать, теперь, говорят, взялся искоренять — и чудесно.
С другой же стороны, сжатию высшего образованию радоваться странно: это политологов да маркетологов в стране хоть косой коси, а толкового инженера не сыщешь — спросите любого машиностроителя или оборонщика. Но Минобр этой «другой стороны» почему-то не видит и считает сокращение числа вузов чистым плюсом.
Больше того, темпы сжатия отечественной высшей школы представляются вождям образования еще и недостаточными. Новый способ это сжатие ускорить предложил недавно ректор Высшей школы экономики Кузьминов. Не в том одном беда, считает он, что многие вузы слабы, поэтому только закрывать слабые вузы недостаточно. Еще и студенты многие нехороши: мотивация к учебе у них слаба. Слаба же она, говорит ректор, потому что образование бесплатное. Значит надо резко снизить количество бюджетных мест в вузах: они должны доставаться лишь самым талантливым выпускникам школ, а остальные пусть раскошеливаются. Если студенты будут платить за образование свои кровные, они будут ужасно мотивированными, а значит учиться будут на всю катушку.
На мой неректорский взгляд, это очень странное рассуждение. Что многие студенты слабо мотивированы — бесспорно, но неужели все дело в бесплатности? Не так давно, в советское время, все вообще студенты учились бесплатно, но у огромной их (нас!) части с мотивацией был порядок. Да и сегодня в большинстве западных стран множество людей учится бесплатно, многие из них, говорят, очень даже усердны. Если уж говорить о том, что сильнее всего демотивирует студентов, так это не бесплатность, а безнаказанность. Теперь не только в школах, но и в вузах у нас практически не ставят двоек. Если поступивший в вуз (по ЕГЭ, конечно) лоботряс не выкинет чего-нибудь особо выдающегося, его доволокут до диплома, словно он и впрямь учился. А почему? А потому что реформаторы образования устроили высшее образование так мудро, что отсев режет без ножа не столько лоботряса, сколько вуз: подушевое финансирование, прежде всего, ну и еще по мелочам, вроде фиксируемого правительством соотношения числа студентов и числа преподавателей. Отсеять при таком раскладе можно пять, ну при отчаянной смелости, десять процентов набранных; лентяи сверх этой доли могут бить баклуши безнаказанно, что и делают. И, кстати, если уж так хочется лечить студенческую лень именно через кассу, могу указать способ. В Австрии делают так: даже для учащихся бесплатно студентов все пересдачи являются платными. Почему бы не начать с такого аккуратного шага? Готов пари держать, мотивация на глазах бы заколосилась!
Но Кузьминов предлагает не робкую полумеру, а прямо революцию. Сделать так, чтобы бесплатно могло учиться лишь способнейшее меньшинство. А большинство — пусть берет образовательные кредиты. Правда, за прошлый год таких кредитов взяли на всю Россию триста штук, но это не беда, говорит ректор: «Надо понять, почему студенты их не хотят брать, и сделать, чтобы захотели». А чего тут понимать-то? Не бином Ньютона. Нет никакой гарантии, что выпускник вуза быстро найдет работу с зарплатой, в которой бонус за наличие диплома превысит ежемесячные выплаты по кредиту, вот и не берут. И если инициатива Кузьминова (а он публично обещал донести ее «до руководства страны»!) будет реализована, следствием будет не дивно мотивированная масса студентов, а резко — не на проценты, а в разы — падение числа поступающих в вузы. Высшее образование в России станет столь же доступным для большинства, как двести лет назад, и очень, очень компактным. Слишком компактным. Понятно, как такую перемену воспримут выпускники школ и их родители: для большинства это будет тяжёлый удар. Ударом это будет и для всей страны. Мы большая страна. Нам нужно много специалистов: учителей, врачей, инженеров, ученых. Огромную долю молодых людей так вот разом отставить от возможности развиться и послужить стране было бы непростительно.
Удачи вам.
Источник новостей: Рамблер